Роскосмос остался без 71 двигателя к «Протонам»

Все ранее произведенные двигатели РД-0210/0211 и РД-0213/0214, предназначенные для установки на вторую и третью ступени ракеты «Протон-М», будут пересобраны. Об этом гендиректор Научно-производственного объединения «Энергомаш» Игорь Арбузов заявил в интервью РИА «Новости».

По его словам, речь идет о 71 двигателе, а это — практически весь задел по второй и третьей ступеням. «В настоящее время подписан график проведения работ, значительная их часть будет проведена в 2017 году, но мы понимаем, что какая-то часть неминуемо перейдет на 2018 год», — сказал Арбузов, добавив, что первые поставки отремонтированных агрегатов начнутся в мае.

Глава «Энергомаша» отметил, что при этом необходимо «не сорвать график запусков по Федеральной космической программе, стартами в интересах Министерства обороны России и коммерческим пускам», а также «обеспечить необходимый задел для соблюдения графика доставки новых экипажей и грузов на Международную космическую станцию».

Ранее «СП» сообщала о том, что Роскосмос отозвал для проверок все двигатели РД-0210/0211 и РД-0213/0214, стоящие на вторых и третьих ступенях ракет-носителей «Протон», производящихся на Воронежском механическом заводе (ВМЗ), включая те, что уже доставлены на Байконур. По данным ведомства, на заводе при производстве двигателей использовали более дорогой и не отвечающий техническим требованиям припой.

28 января вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что причиной неполадок при производстве двигателей для РН «Протон» стала подмена технической документации. Также на ВМЗ производятся агрегаты 11Д55 (РД-0110) для третьей ступени носителя «Союз-У», который в декабре 2016 года потерпел аварию из-за попадания при сборке посторонних частиц в насос окислителя. По сообщениям СМИ, подобная ситуация привела к тому, что «Воронежский механический завод» планируется вывести из подчинения «Центра Хруничева» и передать под управление научно-производственному объединению «Энергомаш». В 2017 году Роскосмос планировал провести 27 пусков, из которых как минимум восемь приходилось на «Протоны».

Поскольку речь идет о 71 двигателе, то это свидетельствует о нарушении технологического цикла изготовления агрегатов, говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— Когда в 2015 году была создана госкорпорация Роскосмос, на которую возлагалась задача по выводу российской космонавтики из кризиса, то проведение реформ было связано с соответствующими проверками как документации, так и технологических процессов. Поэтому все «грехи» стали всплывать наверх, что еще раз говорит в пользу необходимости изменений в отрасли.

По последней информации, в конце мая-начале июня должен быть запущен следующий «Протон». Однако нынешние мероприятия ведут к сильному смещению графика, который был намечен раньше. Скажем, первый квартал 2017 года уже прошел, а запущена были лишь одна ракета.

Кроме того, ВМЗ, на который все это свалилось (хотя для всех предприятий отрасли характерны одни и те же проблемы), делает не только «Протоны», но и «Союзы», с которыми также не все гладко. Брак на РН «Протон» вскрылся при проверке, а неполадки с «Союзом» привели к потере грузового корабля «Прогресс». В Воронеже, конечно, приняли какие-то оперативные меры, но понятно, что руководство завода сильно озадачено тем, как восстанавливать технологическую дисциплину, которая явно была утеряна.

«СП»: — Оборудование могло быть одной из причин брака?

— В данном случае речь идет именно о потере технологической дисциплины на конкретном предприятии, но вообще проблема устаревания оборудования по сравнению с зарубежными конкурентами стоит уже в отрасли как минимум 20 лет. А за рубежом, между тем, рынок пусков активно расширяется за счет фирм из США и других стран.

Вообще при любом нарушении технологического цикла производства надо решать тактическую и стратегическую задачи. То есть необходимо не только оперативно выявить брак, устранить и дальше проверять исправления, но вести системную работу во всей отрасли, переходить на новые технологии, повышать производительность труда и дисциплину производства.

А так, конечно, ситуация с «Протонами» нанесла отрасли прямой ущерб. Во-первых, смещение графика запусков прямо сказывается на бюджете. Во-вторых, подобные сообщения о выявленных неисправностях настораживают и подрывают доверие клиентов, нуждающихся в выводе спутников в космос. Этим активно пользуются новые игроки на рынке, занимая образовавшийся вакуум.

«СП»: — Передача ВМЗ под управление «Энергомаша» может решить какие-то проблемы?

— Это логичный шаг. Если у «Энергомаша» нет аварий, связанных с двигателями, а в ВМЗ они довольно часты, то теоретически это говорит о более высокой культуре производства и более строгом отношении к технологиям на первом предприятии. Поэтому переподчинение — это, с одной стороны, радикальный, с другой — достаточно ожидаемый шаг.

Что касается заработной платы, то я бы не стал говорить о каких-то «диверсантах» на предприятии, которые платят низкие зарплаты рабочим. Дело в том, что зарплата на госпредприятии регламентируется и не зависит от прихоти работодателя. Я знаю случаи, когда руководители имели возможность и желание повысить зарплату у себя на заводе, но не могли этого сделать из-за существующей нормативной документации. Поэтому чтобы повысить заработки, необходимо увеличивать бюджетное финансирование, ведь соответствующую программу утверждает не ВМЗ или Роскосмос, а правительство. Соответственно, низкие зарплаты в отрасли должны заботить в первую очередь правительство — сам завод не может платить больше. К тому же, существуют еще и рыночные пороги: если много инженеров, то им приходиться мало платить.

«СП»: — Таким образом, переподчинение ВМЗ «Энергомашу» на размер зарплат на заводе не повлияет…

— Конечно. Кроме того, все зависит от должности и нагрузки. Скажем, на любом предприятии можно найти работника, который получает 5−10 тысяч, потому что работает неполную неделю. Нередко бывало, что во время каких-то проверок сначала находили слесаря низшего разряда, который рассказывал о своей низкой зарплате, а затем выяснялось, что ошибки совершили люди, у которых было довольно неплохое вознаграждение.

Источник

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *